Государство намерено сократить обязательное страхование и увеличить выплаты пострадавшим в ДТП

Правительство России собирается принять меры, направленные на защиту автовладельцев и на пресечение недобросовестных действий компаний-страховщиков. На сегодняшний день разработана и одобрена стратегия, в соответствии с которой должен развиваться рынок страхования до 2020 года.

Одним из аспектов cтратегии развития страховой деятельности является модернизация различных видов страхования, в том числе страхование автогражданской ответственность, опасных грузов и перевозчиков. В документе, который подписал Дмитрий Медведев, говорится, что обязательное автострахование уменьшает степень волеизъявления человека, а значит, в некоторой степени ограничивает его права и свободы. Гражданин, которого принуждают к заключению страхового договора, испытывает ощущение, что ему навязывается страховая услуга. Обязательное страхование призвано содействовать решению актуальных общественных проблем, и поэтому прибегать к нему следует лишь тогда, когда в этом есть необходимость. У автовладельцев должны быть не только обязанности, но и права, в частности, право на гарантированное возмещение ущерба. На практике сейчас оно отсутствует, поэтому следует разработать ряд мер, направленных на улучшение ситуации. Так, предполагается усилить государственный контроль в отношении страховых тарифов, вместо фиксированных ставок ввести минимальные и максимальные, ввести новые правила, в соответствии с которыми будет определяться размер ущерба, и так далее.

Внесённые изменения коснутся всех участников дорожного движения, в том числе пассажиров и  пешеходов. В итоге предельный размер возмещения вреда, причинённого гражданину в результате ДТП, выплачиваемый по договору ОСАГО, должен составить 2 млн. рублей. Сегодня максимальная сумма, выплачиваемая родственникам погибшего в ДТП, составляет 160 тысяч рублей, в то время как жизнь человека, погибшего в результате техногенной катастрофы, оценивается в 2 млн. рублей.

Эксперты отмечают, что в сфере автострахования существует ряд проблем. В частности, страховщики не всегда качественно выполняют взятые на себя обязательства, ущемляют законные интересы и права клиентов, в результате снижается уровень доверия к страховым компаниям. Отмечаются и другие проблемы, такие как неконкурентное поведение некоторых страховщиков. Ожидается, что стратегия и утверждённая дорожная карта поспособствуют обеспечению баланса между всеми страхователями, страховщиками и посредниками. Будут приняты меры, благодаря которым уменьшится количество возникающих споров, повысится качество предоставляемых услуг, а потребители будут чувствовать себя защищёнными от произвола страховщиков. Также следует принять меры в отношении компаний, навязывающих клиентам дополнительные услуги. Чиновники предлагают исключить возможность отказа в выплате по такой услуге даже тогда, когда страховой случай возник по вине клиента.

Также планируется сократить расходы государства на страхование отдельных категорий граждан, таких как сотрудники правоохранительных и силовых структур, расходы на страхование государственного имущества, запуск космических объектов и т. д. По мнению экспертов, что пробелы регулирования и правовые коллизии вызваны именно отсутствием порядка в сфере государственного страхования. К тому же, если сопоставить размер выплат и размер страховых премий, оказывается, что выгоднее покрывать убытки непосредственно из бюджета, не вовлекая в процесс страховые компании.