Изменения ОСАГО: автовладельцы проиграют

О том, что Правительство страны намерено модернизировать ОСАГО, а конкретнее — вывести его из статуса обязательного во вмененное, заявил Алексей Моисеев, заместитель министра финансов страны.

Алексей МоисеевЭта идея пока не оформлена в конкретный проект, но, похоже, такая замена действительно готовится. Цель государства при этом – минимизировать собственные расходы. Если говорить про автолюбителей, то эксперты уверены, что они от грядущих перемен лишь проиграют.

По мнению аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, в условиях диктата со стороны государства страховщики не могут регулировать ценами собственные продажи полисов. Сегодня есть такие компании, которым ОСАГО приносит низкую маржу, а иногда даже убытки.

В то время есть и такие, которые проводят модернизацию, из-за чего возрастают траты. Как полагает аналитик, траты возрастут у всех, если наступит предполагаемое увеличение стоимости покрытия страховых случаев. Речь идет о проекте Правительства о поднятии выплат до 500 тыс. рублей по причиненному в ДТП ущербу здоровью, и до 400 тыс. рублей по ущербу имуществу.

В случае перехода одни страховщики смогут побороться за клиентов, предлагая им скидки, в то время как другие начнут завышать цены, умышленно жертвуя своей долей на рынке. В условиях вмененного страхования автовладельцам придется вести себя так, как сегодня с КАСКО, то есть искать удобные предложения по опциям. Однако для того, чтобы они оказались по карману, придется подобрать такого страховщика, который имеет надёжную репутацию.

РЕСО ГарантияСвое мнение у заместителя генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова. Он считает, что государство диктует условия, тарифы и правила при ОСАГО, что сильно ограничивает рынок страхования. Это даст большую свободу действий. Одновременно с этим у недобросовестных компаний пропадет возможность дешево продавать полисы со страховым покрытием в минимальную сумму.

Страховые компании смогут в пределах лимитов увеличивать потолок возмещений после ДТП, добавлять сервисные опции или включать элементы КАСКО в договоры. Иными словами, рынок перейдет на более высокий уровень развития.

Главное, считает эксперт, перед тем, как проводить такую замену, важно установить должный контроль над страховыми компаниями. Разорились около 70 компаний, которые работали на рынке ОСАГО. Сегодня очевидно, что многие из них и были созданы лишь для того, чтобы собрать с людей деньги и исчезнуть. Наказания за это никто не понес, говорит эксперт. Удастся ли создать должный контроль, зависит от финансового мегарегулятора — Центробанка России.

Одно ясно точно, говорит Иванов, снижения цены на полисы ожидать не стоит, она вырастет. Это связано с тем, что придется поднимать выплаты до отметки, которая покроет ожидания пострадавших в аварии. При этом и про инфляцию забывать не стоит.

Николай ТюрниковЕще один эксперт — гендиректор компании «ГлавСтрахКонтроль», президент Ассоциации лиц, оказывающих услуги страхователям, Николай Тюрников считает, что грядущие изменения усилят соперничество на рынке. Но не всегда оно будет четным. Обострение конкуренции, говорит он, может привести к снижению цен. Но даже если это и произойдет, то на короткий период времени.

Более того, для автовладельцев это будет очень рискованный период. Некоторые страховые компании, в основном мелкие, будут гнаться за количеством контрактов, снижая цены. Но не стоит рассчитывать, что это принесет хорошие плоды.

Задумайтесь, за что водителей попросят заплатить. Вероятно, что тексты договоров страховых компаний будут полны подводных камней. В связи с этим вырастет риск приобрести такой полис, по которому никогда не добиться возмещения ущерба.

Недобросовестные страховщики будут указывать взыскивающему клиенту на те пункты, которые у него, как не юриста и вопросов вызвать не могли. Тем более, что многие из них будут напечатаны мелким, не читаемым шрифтом.

Такое снижение цен скрывает и другие опасности, полагает эксперт. Компании, которые будут направо и налево распродавать полисы по сниженным ценам, накопят большой портфель. Однако спустя несколько лет, когда придет пора выплачивать по ним убытки, у нее может не хватить средств. Тут важно помнить про манеру российских страховщиков уходить по-английски. Единственная надежда на мегарегулятор. Сразу после перехода на вмененку необходимо методично, и гораздо придирчивее, чем сейчас, следить за действия компаний, пресекая тайный умысел собрать деньги и скрыться.

Если представить ситуацию, в которой контролеры проглядят, и страховщик исчезнет или обанкротиться., тогда обманутые автовладельцы рассчитывают на резервный фонд Российского союза автостраховщиков, ведь с этой целью он и был создан.

Но стоит учесть, что раньше накопления в нем были куда более значительными, а сегодня фонд обеднел.  Как раз после исчезновения многих страховых компаний. В частности, после того, как стала банкротом СК «Ростра», после которой остались долги по ОСАГО примерно на 590 млн руб. В то время как общая сумма невыполненных обязательствкомпании составляет около 1,5 млрд руб.

Как напоминает эксперт, когда замминистра финансов озвучивал концепцию о трансформации ОСАГО, он говорил, что аналогичные изменения должны произойти и в вопросах обязательного страхования грузоперевозок и опасных объектов. Но их нельзя грести под одну гребенку с «автогражданкой».  Ведь и предприятия с опасными производствами, и грузоотправители, содержат целый штат юристов, которых почти невозможно обмануть, в отличие от рядового автовладельца. В случае изменений последние, потеряв защиту в виде госнормативов, окажутся лицом к лицу с профессиональными казуистами, которые нацелены на то, чтобы не потерять ни рубля из того, что они получили.

Николай Тюрников считает, что прежде чем совершенствовать рынок, нужно адекватно оценить его зрелость. Вот почему эксперт опасается, как и многие другие, что в российских реалиях принцип вмененного страхования – это слишком благодатная почва для появления еще большего числа мошенников. Он полагает, что недобросовестных страховщиков станет только больше, а значит, и риски автолюбителей существенно увеличатся.