Крах ОСАГО близок

Сейчас рынок автострахования переживает не лучшие времена. Самые проверенные и надежные страховщики продолжают снижать на рынке ОСАГО свое присутствие. Выплаты постоянно возрастают, тогда, как темпы сбора премий замедляются. Базовая тарификация ОСАГО и вовсе не менялась уже 10 лет, с момента ее утверждения. При этом страховая премия по ОСАГО, в среднем, выросла на 58%, с 1993 года и это при том, что уровень инфляции в РФ, за это же время, перешагнул отметку в 130%.

Александр Коваль«Если сбор премий увеличился лишь на 10%, то темп выплат возрос почти на 30% . За всю историю ОСАГО подобного еще не было. Страховщики небезосновательно поговаривают о том, что данная сфера абсолютно нерентабельна, если не убыточна», — заявил Александр Коваль, занимающий пост председателя экспертного совета при комитете финансовых рынков Госдумы России.

Кроме стабильности базовых тарифов у данной проблемы есть еще и иные объективные причины: рост цен на автомобили, их ремонт и нормочас. К тому же, эффективность страхового надзора снизилась и повысилась активность судебной сферы. В РФ прочно закрепился рынок посреднических юридических услуг, направленный на составление грамотных исков по отношению к страховщикам.

Право требований пострадавшего к страховщику покупается по цене, которая на порядок ниже суммы страхового возмещения. А это означает, что в выигрыше всегда только посредник, но никак не автовладелец и точно не страховщик.

В особом внимании нуждается положение в областях страны. Так, по данным Алексея Янина, занимающего пост руководителя отдела страховых компаний «Эксперт РА», по итогам первого полугодия текущего года, убыточность ОСАГО превысила отметку в 72%. Число областей, где цифры превышают критичные 77%, за один год возросло с двух до восьми. К примеру, на Камчатке убыток составил 97%, в Ивановской области около 94%, а на Амуре превысил 98%.

Дмитрий ЖуравлевДмитрий Журавлев, являющийся генеральным директором Института региональных проблем, полагает, что повышение тарифов в областях будет иметь лишь плохие последствия. «Граждане в регионах, конечно, не живут столь плохо, чтобы им на бензин не хватало, но и так хорошо не живут, чтобы у них водились лишние финансы. Там социальные проблемы стоят острее, нежели в городах-миллионниках. Да, я только за повышения, но мы должны понять, что, повышая тариф, мы какую-то часть людей просто теряем. Гражданин поставит на прикол свое авто где-нибудь в маленьком городке не потому, что у него нет этих денег, а потому, что есть куда еще их потратить. Несомненно, что по мере повышения тарифов объем рынка будет лишь сокращаться».

По мнению Максима Ханжина — руководителя Ассоциации по защите прав автострахователей, ОСАГО остро нуждается в изменениях, но таких, чтобы были учтены интересы всех сторон: и автовладельцев, и компаний-страховщиков.

Как угодить всем и вытащить рынок автострахования из данного тяжелого положения, пока никто не знает.