На оформление полиса ОСАГО не повлияет факт уплаты транспортного налога

Полисы обязательного страхования автогражданской ответственности не будут привязаны к уплате транспортного налога. Если бы это имело место быть, такое бы решение привело к уменьшению числа автовладельцев, которые будут покупать ОСАГО, как считают в Госдуме.

Государственная Дума не одобрила законопроект, регламентирующий прямую взаимосвязь между оформлением полиса автогражданской ответственности и квитанции об уплате транспортного налога. Согласно экспертному мнению комитета Думы по финансовым вопросам, эта обязанность повлечет за собой отказ автовладельцами оформления полиса автогражданской ответственности. Таким образом, было решено отклонить законопроект еще в первом чтении.

К слову, законопроект не носит какого бы то ни было совершенно нового текста, в него внесены лишь уточнения о дополнительных мерах к уже утвержденному перечню документов, оформляемых для ОСАГО. А именно – внесено предложение об обязательной уплате налога на транспорт, и как следствие, приложенной к этому пакету квитанции на нее. Другим платежным документом может служить справка из Федеральной налоговой службы о том, что была произведена соответствующая оплата. Такой законопроект был внесен в апреле текущего года в парламент Воронежской областной думы. Как обозначено в пояснительной записке к законопроекту, такие изменения должны улучшить ситуацию по уплате транспортного налога.

Депутаты Воронежского законодательного собрания, ссылаясь на этот проект, напомнили, что сегодня многие регионы испытывают проблемы по уплате налога на транспорт, следовательно, это влечет к уменьшению денежных средств в областных бюджетах, и это несмотря на то, что ГИБДД наблюдает только прирост регистрируемых транспортных средств. На данный момент можно смело говорить не более чем о 50%-ной плотности пополняемости налога за транспорт. Разработчики законопроекта также указали на прошлый опыт регистрации и технического осмотра автомобилей, которые не совершались без подтверждения платежных документов по уплате транспортного налога. Но, как известно, с 1 января 2005 года закон «О дорожных фондах в РФ» утратил силу.

Но, несмотря на столь успешный опыт, комитет по финансовому рынку Государственной Думы РФ не одобрил такие изменения, указывая на тот факт, что страховые компании, оформляющие полисы ОСАГО, не являясь федеральным органом, не имеют право проверять данные об уплате налогоплательщиком тех или иных налогов и сборов. Такими полномочиями обладают только структуры Федеральной налоговой службы. Также комитет заключил, что за принятием этих изменений последует и увеличение активизации запросов граждан в налоговые органы для выдачи справок, которые подтверждают уплату транспортного налога. Все это приведет к совершенно ненужной трате времени как самим гражданином, так и налоговым агентом, а также к нежеланию автовладельца оформлять полисы ОСАГО, тем самым уклоняясь от своей обязанности быть ответственным за страхование транспортного средства. Все эти доводы комитета по финансовому рынку были изложены в апреле 2015 года в заключительном акте правительства в ответ на законопроект.

Напомним, транспортный налог взимается с каждого автовладельца, исходя из факта наличия автомобиля в собственности, и зависит, прежде всего, от мощности двигателя ТС. Таким образом, владельцы легковых автомобилей уплачивают в государственную казну несколько тысяч рублей, в свою очередь, собственники  тяжеловесных, а также дорогостоящих транспортных средств в несколько раз больше. К слову, депутатами от «Справедливой России» — Сергеем Мироновым и Олегом Ниловым было предложено вовсе отменить в полном размере транспортный налог с Нового 2016 года, но правительством этот законопроект был признан напрасным, поскольку уплаты от транспортного налога в бюджет являются значительными. К примеру, бюджет столицы ежегодно пополняется на 20 миллиардов рублей, что составляет порядка 1,3% доходов бюджета Москвы в год. В свою очередь, в рамках борьбы с неплательщиками налогов в марте 2014 года был принят закон, регламентирующий ответственность автовладельца, который не предоставил вовремя или отказался от предоставления сведений о наличии в его собственности недвижимости и транспортного средства налоговому органу. В этом случае он наказывается штрафом в размере 20% от суммы налога, который им был не уплачен во время.

Стоит отметить, что страховые компании довольны таким решением Госдумы. Дамир Аксянов – заместитель председателя правления страховой группы СОГАЗ – заметил, что при условии успешного прохождения законопроекта воронежских депутатов, страховщикам пришлось бы тратить свое время на запрос информации у налоговых органов об уплате налога. А это значит, что оформление столь стандартной процедуры как полис ОСАГО, заняло бы больше времени, тем самым спровоцировав в страховых компаниях очереди. Кроме того, эксперт отметил, что тонкости налогового законодательства требуют от специалиста соответствующей грамотности, следовательно, страховым агентам будет необходимо в обязательном порядке повышение квалификации, что негативно скажется и на расходах страховых компаний и на стоимости самого полиса, потому как добавит расходы на самого сотрудника. Немаловажным, считает Дамир Аксянов, является и то, что проблемой может быть доступ страховых агентов к базам данных ФНС, а это вряд ли возможно.

Другой специалист страхового рынка – Денис Макаров, занимающий пост руководителя методологии обязательных видов страхования группы «Альфастрахование» считает отказ в оформлении полиса ОСАГО на основании отсутствия справки из налоговой службы нарушением прав гражданина, пострадавшего в ДТП, которого, прежде всего, и защищает закон об ОСАГО. Еще один эксперт сферы страхования – Дмитрий Кузнецов (Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие») единогласен во мнении, что из страховых компаний не стоит делать отрасль, влияющую каким бы то ни было образом на добропорядочность автовладельцев, уклоняющихся от уплаты налога на транспорт.