Страховщики ОСАГО переживают не лучшие времена

Недавно рынок ОСАГО отметил свой 10-летний юбилей. На сегодня на него приходится около трети новых договоров страхования. С момента введения закона об ОСАГО расценки на обязательную автогражданку существенно не пересматривались. Но ОСАГО, как и любая другая система страхования, нуждается в обновлении.

Замораживание тарифов

В последние годы произошло два события, повысившие прибыльность ОСАГО. Так, в 2012 г. были изменены поправочные коэффициенты, что снизило убыточность данного рынка. По данным А. Янина из «Эксперт РА», за первые 6 месяцев прошлого года она равнялась 53,8% против 65% за такой же период 2011 г. Янин отмечает, что страховой рынок ОСАГО получил в 2012 г. рекордный доход именно благодаря невысокой убыточности.

По мнению президента РСА П. Бунина, коррекция коэффициентов не смогла глобально решить проблему, хотя некоторые трудности она все же сгладила (например, выровняла убыточность по некоторым категориям автотранспорта и в определенных регионах). Но цены на запчасти к машинам выросли в разы, и на таком фоне можно только удивляться устойчивости тарифов ОСАГО.

К регионам, в которых страхование ОСАГО является убыточным, относится Сибирский, Северо-Западный, Центральный ФО. В Санкт-Петербурге и Москве данный бизнес остается рентабельным. Такие данные приводит исполнительный вице-президент СГ МСК С. Ефремов. Чиновник отмечает, что многие компании сворачивают страхование ОСАГО в убыточных регионах. Формально фирмы продолжают работу, но центры урегулирования ущерба клиентов переносят в соседние города, что не выходит за рамки закона.

Зампред правления «Согаза» Д. Аксянов отмечает, что серьезность проблемы можно понять уже по тому, что активность сокращают страховые компании федерального уровня, а не местные маленькие фирмы. Начальник управления методологии «Альфастрахования» Д. Макаров отмечает, что в некоторых регионах данной компании пришлось сделать это, чтобы уменьшить стоимость аренды в условиях снижения эффективности ОСАГО.

Гендиректор СГ «Уралсиб» С. Готовац отмечает, что проблему усугубляют и решения судов, которые предусматривают компенсацию потери товарной стоимости и возмещение убытков без учета износа. В. Никольский из «Standard&Poors» говорит, что в последние 2 года появилась тенденция урегулирования ОСАГО-претензий в судебном порядке. Причем суды выносят неблагоприятные для страховщиков решения. Это ухудшило результаты страховых компаний.

Методолог АИГ В. Кузовков считает, что решение пленума Верховного суда, которым Закон о защите прав потребителей был распространен на автострахование, наложилось на десятилетнее отсутствие общей методики оценки ущерба (ее должен был подготовить Минтранс уже давно) и независимой экспертизы в сфере ОСАГО.

Летом, после подготовки длиной почти в 10 лет, Минтранс выпустил-таки проект общей методики оценки убытков. Представитель министерства утверждает, что данный документ придаст существующим методическим рекомендациям статус полноценных правовых актов. Чтобы данная методика появилась на свет, понадобилось специальное напоминание, сделанное Минтрансу премьером. Причину задержки представители министерства не комментируют.

Страховщики надеются, что вышеуказанная единая методика уменьшит количество судебных разбирательств и споров с клиентами. А пока судебные слушания продолжаются, число выплат растет. Так, в 1-м полугодии они увеличивались в 3,5 раза быстрее взносов по страхованию: 33% против 9,5% соответственно. Как сообщает А. Янин, по сравнению с первыми шестью мес. 2012 г., убыточность возросла до 59,3% (на 5,5 п.п.).

ОСАГО – не просто рынок

Главной проблемой рынка ОСАГО является его чрезмерная политизированность. Как отмечает А. Янин, в результате этого вопросы урегулирования споров между страхователями и страховщиками, а также корректировки тарифов выходят за пределы актуарных расчетов, приобретая политическое значение.

Ожидания страховщиков идут вразрез с планами политиков. Так, «по жизни и здоровью» правительство планирует поднять уровень выплат в ОСАГО до 500 тыс. руб. (сейчас – 120 тыс.), за вред имуществу – до 400 тыс. руб. (сейчас 160 тыс.). Данный закон принят в 1-м чтении. Но страховщики считают, что в таком случае стоимость полиса должна увеличиться на 30-70%.

По мнению Никольского, обсуждаемые сейчас в Думе изменения правил страхования ответственности автовладельцев еще больше ухудшат результаты страховых компаний, если они не смогут добиться существенного повышения ставок с целью компенсирования выплат. Однако увеличения премий законом не предусматривается.

Никольский считает, что для правительства существенное увеличение премий по страховке является очень непопулярной мерой, поскольку задевает хозяев 37 млн автомобилей (именно столько сейчас зарегистрировано в РФ). Поэтому все повышения, скорее всего, окажутся ниже планки, которую лоббируют страховщики для компенсации ожидающегося повышения лимитов.

Готовац настаивает на том, что оно и вправду необходимо. Свое мнение страховщик аргументирует тем, что рост выплат без модификации тарифов спровоцирует банкротство многих игроков. В первую очередь, это справедливо для тех, кто завышает агентское вознаграждение. Такие компании просто не смогут оплатить свои обязательства.

Как отмечает Бунин, здесь важно понимать, что увеличение страхового покрытия должно сопровождаться адекватным изменением тарифов. Согласно расчетом независимых экспертов, при увеличении предела выплат за ущерб, нанесенный здоровью/жизни потерпевшего, до 500 тыс. руб., нужно на 9,4% увеличить тариф. Если введут фиксированные выплаты по здоровью, ставки должны вырасти на 31,7%. Если покрытие за нанесенный вред имуществу увеличится до 400 тыс. руб., тарифы нужно увеличить на 29,7%. Следовательно, при предлагаемом росте сумм страховки по ОСАГО экономически обоснованное увеличение основных тарифов составляет 70,8%.

По выполненным «Эксперт РА» оценкам, одни судебные разбирательства спровоцируют рост выплат по ОСАГО до 120 млрд руб. Причем в 2012 г. страховые сборы по автогражданке составили только 121 млрд. Янин считает, что без увеличения тарифов данный способ страхования действительно станет убыточным, что приведет к массовым денежным затруднениям и уходу многих компаний с рынка.

Избежать уравниловки

Замгендиректора «Либерти страхования» А. Потитов считает, что стабилизировать ситуацию со ставками способно ежегодное подтверждение и обновление регулятором актуарных расчетов страховых компаний. Исполнительный директор СК МАКС А. Мартьянов уточняет, что при этом должны учитываться категории ТС, постоянный анализ убыточности по регионам. Также необходимо выполнить индексацию базовых коэффициентов и тарифов.

Решить хотя бы часть организационных проблем может единая база данных (запущена в начале 2013 г.) для определения размеров коэффициента бонус-малус, который зависит от наличия выплат. Аксянов отмечает, что для правильности работы данной системы нужно, чтобы все страховые компании передавали в базу соответствующую информацию. Эксперт считает, что если бы такая система появилась лет 10 назад, кода было намного меньше информации, большинство проблемных вопросов решались бы намного проще. По его мнению, упорядочивание аспектов, связанных с убыточностью, займет минимум 2 года.

Потитов считает, что еще одной значимой проблемой является отсутствие электронной версии формы продаж. Во время зарождения ОСАГО не было ни защиты информации, ни развитой электронной коммерции. Однако это – стандартный продукт, который легко автоматизировать. На данный момент нужно покупать спец бланки ОСАГО, соблюдая требования по их перевозке, учету и хранению. На это требуются дополнительные затраты. Бездокументарное ОСАГО позволит сэкономить минимум 10%. С учетом уменьшения убытков от недобросовестных агентов и брокеров, издержек на агентское вознаграждение, экономия может достичь 20%.

Э. Квинтон, который возглавляет страховую практику КПМГ, считает, что потребители и рынок нуждаются в свободном ценообразовании. При неограниченном лимите ответственности стоимость полиса не будет так зависеть от цены на автомашину, ведь величина потенциальных выплат окажется единой для всех компаний. Формирование цены будет зависеть от качества услуг, скорости урегулирования претензий по страховке, внутренней оценки рисков, общего впечатления клиентов о компании-страховщике.

С этим мнением соглашается и управляющий директор автострахования «Ренессанс страхование» С. Демидов. По его словам, свободное ценообразование приведет к существенному увеличению стоимости, но в итоге данное нововведение сделает рынок более эффективным. Поэтому либерализацию ставок в ОСАГО действительно можно рассматривать как вариант решения проблемы.

Как резюмирует Кузовков, последней надеждой страховщиков является то, что ЦБ проникнется проблемами ОСАГО и постарается найти компромиссный вариант, который устроит всех участников данного рынка.